Наверх ▲

Интернет в автомобиле

Павел Гужиков Павел Гужиков Управляющий партнер в "Round Lake".

Павел Гужиков: Добрый день, господа!

Я управляющий партнер компании Round Lake, компании Deviants.

Хотелось бы поговорить о такой насущной вещи, как доступ в Интернет.

Давайте подумаем о том, где он, в принципе, есть. Сейчас интернет есть практически везде. Он есть в привычных нам местах – дома, в офисе, на берегу океана, на пляже, на даче. Даже по центру моря мы можем с помощью спутника получить связь с интернетом. Наверняка вы все знаете, что интернет уже появился и в метро на Кольцевой линии Московского метрополитена.

Но интернет все еще есть не везде. Например, под сосной. Если, когда мы собираем грибы – это не столь важно, то когда мы находимся в московских пробках – это действительно не очень приятно. Мы могли бы тратить время более эффективно, с пользой, делая дела или расслабляясь, будь то за рулем либо сзади.

Какие есть каналы для организации связи в автомобиле. Это привычный нам мобильный интернет с 3G от нашей знаменитой "тройки ОпСоСов". Это Yota с грядущим LTE. Это Skylink с CDMA и типичными проблемами, о которых все знают. Это спутниковый интернет, который действительно достаточно большой, и мы могли бы поставить спутниковую тарелку на крышу нашего автомобиля. Это было бы достаточно экстравагантно и мило. Но это все еще подходит не всем. Тем более, возможно, у автомобиля и нет крыши.

Понятно, что организовать интернет в автомобиле – это не такая большая проблема. Есть каналы, есть средства, есть подходы. Пусть он будет не очень качественным, не очень хорошим. Но этот вопрос решаемый. На самом деле, я хотел бы рассмотреть не совсем вопрос интернета в автомобиле, а то, каким автомобиль должен быть, используя интернет. Это гораздо более животрепещущая тема на данный момент.

Сейчас сложилась такая тенденция, которая постепенно начинает меняться. Чем выше класс машины, тем менее современные программные аппаратные средства в нее установлены.

Возьмем простой пример. "Ford Focus" 2008-го года и какой-нибудь "Mercedes CLS" с того же самого года.

В "Ford Focus" мы можем без проблем вставить MP3-диск, прочитать его, увидеть русские тэги, по папочкам. Все хорошо. Но мало.

В "Mercedes CLS", конечно, есть навигация. Но мы, банально, из-за несовременности программных средств, не можем прочитать MP3-диск. Или можем – но без тэгов. Или можем – но записывать его мы должны на скорости 1-2X.

Это все несет очень много проблем. Но это базовые вещи.

Мы сталкиваемся с тем, что у производителей автомобилей совершенно разный подход к реализации своих программных средств. Давайте вспомним рынок мобильных устройств 6, 7, 8 лет назад: до того, как появился Apple, Android. Было очень много разных телефонов. Все они делали свою аппаратную платформу, программную платформу. Все они были разные. Кому-то было удобно одно, кому-то другое. У всех были свои приверженцы.

То же самое сейчас происходит и с автомобилями. Все производители делают совершенно разные вещи, которые между собой никак не стыкуются. В машинах высшего класса есть, например, такая возможность, как сохранение настроек руля и сидений в ключе.

Да, удобно. Но это опять же достаточно базовая вещь.

Почему они не могут с помощью простого технологического решения (пусть это будет даже USB-флешка) сохранять наши любимые радиостанции, каналы, которые мы смотрим, настройки климат-контроля и многие-многие другие функции! Технологически все это уже доступно.

Другой пример. Есть автомобиль "Audi A5". У него электрическая педаль акселератора, и есть очень типичная проблема, когда она раскалибровывается.

Как эта проблема решается? Мы звоним в сервис и записываемся в долгую-долгую очередь. Когда мы туда попадаем, происходит следующее. Свободный сотрудник нашего локального представительства автомобиля связывается с головным офисом и договаривается о конкретном времени со специалистом из головного офиса, который, когда они состыкуются, подключается по VPN-каналу к автомобилю и настраивает эту педаль.

Таким образом, действие, которое выполняется за 30 минут, занимает у нас 2 – 3 недели! Из-за того, что есть огромная очередь людей, которым нужно выполнить механические вмешательства в машину.

Это действие можно было бы спокойно выполнить у нас в гараже, на парковке или где угодно. Покрытие Wi-Fi и тем более мобильным интернетом достаточно велико.

Покупка авто тоже становится настоящей головной болью, и всегда ей была. Непонятно, почему этот тренд не меняется.

Мы могли бы собирать множество предпочтений о том, как мы любим ездить, что мы используем, какие функции, какая машина нам больше подойдет – что нужно людям. Также мы могли бы сделать это и со стороны производителей. Есть Carfax, который пробивает по VIN, есть cars.auto.ru, который помогает нам выбрать машину в куче автосалонов. Но нет места гарантированной информации.

Тем не менее, у производителей тоже есть ряд проблем. Если вспоминать тот же пример с мобильными вендорами: они все разрабатывают программную часть на своей стороне.

Понятно, что для них это абсолютно непрофильная деятельность. Они стараются нанимать лучших людей – но этого недостаточно, чтобы создать нечто современное. Они тратят на это огромные средства, не создавая, в конечном счете, того, что ожидают пользователи.

Отмечу еще один замечательный момент.

Мы все привыкли к тому, что создавая контакт в нашей записной книжке, мы увидим его на компьютере, ноутбуке, iPad, если необходимо – в телефоне жены. Когда нам не предоставляют возможность такой же переносимости в других решениях – это нас расстраивает.

Тем не менее, не все так плохо "в датском королевстве", и есть живые примеры этого.

Например, "Tesla Connectivity". Это автомобили премиум-сегмента, электромобили, которые очень слабо распространены в Европе, а в России тем более, так как у нас просто нет инфраструктуры для этого.

Эти ребята действительно следят за рынком того, как развиваются мобильные технологии.

Они предлагают некий свой "App Store", который пока закрытый и совершенно недоработан для внешнего мира. Тем не менее, тенденция понятна. Они предлагают абсолютно интерактивную систему, которая содержит и Google-карты, и управление своей музыкой, и настройки климат-контроля и переносимость этого благодаря совместимости с внешними устройствами. Но эта вещь закрытая. Это все еще закрытая платформа, которая не позволяет интегрироваться с внешним миром.

Есть пример – "Ford Living Connected".

Это платформа для машин среднего класса. В США это является низким классом. Но она еще более закрытая и не выходит за рамки "Ford". Тем более, по факту системы, которую можно использовать, на данный момент не существует. Хотя они берут немножко другим.

Там гораздо меньше интерактивного взаимодействия через медиа-системы, но гораздо больше – через органы комфорта (климат-контроль, настройки сидений и прочее, прочее).

"Marussia". Это дань уважения нашим русским вендорам – Николаю Фоменко, который предложил действительно отличный автомобиль за очень разумную цену и напичкал ее самым-самым современным железом. Там есть три сенсорных экрана, потрясающее музыкальное обеспечение...

Но просто представьте, насколько больше можно было получить от этой машины, будь там современное программное обеспечение.

Беспилотник Google – это достаточно известный проект. Пока они, насколько мне известно, не смотрят в сторону какой-то интерактивной системы. Они «учат» автомобиль ездить без прямого участия водителя. Это может быть лишь одна из функций такой системы.

Я очень рекомендую обратить внимание на решение Car 4G. Это хорошие парни – они сделали магнитолу, которая основана на Android. Аппаратное решение, которое вставляется просто вместо вашей медиа-системы. У нее есть съемный экран. Это все еще тот же самый обычный Android. У нее есть свои ограничения – и она не приспособлена для использования в автомобилях напрямую. При этом одна для всех, одинаковая.

Если в одном автомобиле это может быть удобно, в другом это может быть критически фатальным. Неровное движение в ту сторону, которое не предусмотрено производителем – это риск. При этом за рулем мы все еще должны водить. IPad и iPhone, Android, которые ассоциируются у нас сейчас с интернетом в автомобиле – это среднее решение. Решение, которое пришло постольку поскольку.

Что же сейчас делаем мы?

Мы делаем некую уникальную универсальную технологическую платформу для автомобилей, которая делает возможной работу в абсолютно любом автомобиле.

Естественно, сразу встает вопрос безопасности, встает много других вопросов. Но рынок мобильных устройств и рынок развития интернета говорит нам о том, что автомобильные системы не могут стоять на месте. Такая система, которая может быть установлена в любом авто, дает множество плюсов и потребителям, и тем, кто пользуется автомобилями, и государству и бизнесу. Почему, расскажу чуть позже.

Очень важный момент – в том, что эта система должна быть OpenSource.

Мы все знаем, возможно, все преимущества этого решения. Одно из основных – в том, что оно позволяет обществу, всем нам, развивать это решение ровно так, как это нам нужно. Любое решение от собственника всегда останется закрытым и будет в ведении лишь того, кто его делает.

Подобная система позволит нам разрабатывать приложения, позволит настроить систему полностью под нас, и множество других. Имея тот же самый Android на телефоне, мы можем переносить настройки с телефона на телефон, сохранять то, что для нас важно, и использовать ее, как нам удобно.

Все мы знаем пример App Store – "Google Market", который позволяет делать эти сторонние приложения. То же самое позволит создавать и эта система, которая откроет всем нам очень много возможностей.

Если говорить о производителях, то самое главное, что они действительно не будут нести эти огромные издержки на производство того, что они не умеют делать. Конечно, это грустно – сокращения и все такое. Но бизнес пойдет на это. Этому есть определенные подтверждения.

Тут можно фантазировать очень-очень много. Я как пользователь хотел бы видеть (хотя бы в режиме чтения), что происходит с моим автомобилем. В каком состоянии масло, выхлоп. Это полезно для экологии, потому что я буду действовать превентивно, а не в тот момент, когда у меня что-то сломалось.

Я еду в автомобиле, у меня есть моя система, которая говорит: "Дружище, через три часа твои колодки умрут". Или у тебя просто какая-то ошибка в компьютере. Но при этом люди смогут удаленно пользоваться этой системой. Любой мастер может просто подсоединиться к подобному решению (удаленно, из своего салона или откуда угодно – хоть из гаража) и сказать тебе, что поломка некритична. 

А есть такие ошибки, которые действительно создают угрозу жизни. Источился какой-нибудь тормозной диск – он просто разорвется и порвет колесо напополам. Такая система дает множество замечательных возможностей.

Давайте вспомним еще один пример. У нас у всех есть ноутбуки, телефоны, "Windows", "Linux", "Mac". Мы же не ездим на Савеловский рынок, чтобы обновлять там программное обеспечение и делать апдейты к операционной системе. Зачем?

Что сразу же делает мастер, когда ваша машина приезжает в сервис? Он подключает к ней компьютер и считывает ошибки. Зачем это нужно? Все это можно сделать удаленно. Таким образом, сокращая издержки в сервисах и свои личные издержки, можно иметь полный контроль над состоянием своей машины.

Естественно, есть разные типы водителей – гонщики, спокойные люди. Для всех важны разные вещи. Зачем ехать в гараж и делать какой-то чип-тюнинг, если ты можешь, допустим, по подписке купить себе какое-то расширенное управление своим движком, включить лишний цилиндр, намазать его маслом автоматически – все, что угодно.

Идея – в том, что производители должны перестать думать категорией программ. О том, как они их пишут, рисуют. Они должны заниматься профильной деятельностью, создавать сервисы. Хотим удаленное обслуживание – пожалуйста. Мы решаем проблему технологий для производителей.

Конечно, не менее важный момент в наш век Интернета – это сбор предпочтений. Один из наших профилей – это интернет-банкинг. Все вы наверняка устали от предложений: "Возьми потребительский кредит". Звонишь им, пишешь, а: "Нет, извини, ты не подходишь". Типично. То же самое касается всего онлайн-мира. Предложения должны становиться целевыми и основанными на том, чем мы пользуемся, как мы этим пользуемся и когда. Бизнес ничего не потеряет от этого, а только приобретет.

Давайте посмотрим на два очень типичных примера.

Первый – это знакомства. Есть много iPhone-приложений, которые позволяют в радиусе пятисот метров пообщаться с кем-то, посмотреть, кто, где, что. Но, опять же, этих приложений много, людей в них не так много, и все они разбредаются по-разному, мы никого не можем найти. При этом работает это не так идеально, хотя могло бы быть. Машина же в данном случае – это точное положение GPS на карте, это точное понимание того, кто есть вокруг тебя. Возможность, вместо того, чтобы стучаться в окно: "Опусти окно, пожалуйста, давай пойдем, попьем чашечку кофе", сделать это автоматизированно прямо через свою медиа-систему, которая может быть у тебя под рукой, где угодно, это неважно.

Тут же вступает и множество других, третьих сторон. Договорился с девушкой, вы друг другу понравились – пожалуйста, вот вам целевое предложение от "Кофе-хаус" или кого угодно, со скидкой 30%. Вот, справа припаркуйся, там "Кофе-хаус", заходите, общайтесь. Этих целевых предложений может быть очень много. Их возможности безграничны. Все современные сервисы, которые сейчас рождаются в Интернете, могут быть перенесены и эффективно использованы именно в автомобиле. При этом безопасно и правильно.

Банкинг. В Лондоне, например, город поделен на некие участки. Въезд на некоторые из них является платным. Соответственно, если ты умный парень и смог выбить себе пропуск на работе, потому что у тебя десять детей, то ты ездишь везде бесплатно. Но если не смог, тебе потом приходят счета. Все это неудобно, конечно. В Лондоне нет "Сбербанка" с его очередями. Но это тратит время человека.

В Италии, например (да и на многих платных дорогах) есть шлагбаум. Если ты покупаешь абонемент, то при подъезде к одной из таких дорог шлагбаум заранее открывается.

Опять же, представим, как это удобно было бы интегрировано именно с банкингом. Ты едешь к платной дороге, у тебя есть выбор – заезжать, не заезжать. Тут же возникает какое-либо уведомление: "Оплати 300 рублей со своего счета". Да, окей, все, поехал. Это происходит моментально. Те же платные дороги.

Очень важно организовать обратную связь. Конечно, это очень сильно завязано на инфраструктуру, но технологически проблем здесь никаких нет. Вопросы, в основном, в плоскости каких-то договоренностей и заинтересованности людей. В Европе с этим проще. В России – вы сами знаете как.

Гео-фенсинг – это та же самая история про целевые предложения, которые приходят нам именно в нужном месте и в нужное время. Это супертаргетинг. Мы знаем, что человек любит закупаться в "Dolce&Gabbana". В тот момент, когда он где-то летит по Ленинградскому шоссе, мы можем сказать ему: "Дружище. В ста метрах от тебя скидка твоей любимой "Dolce&Gabbana" 50%". Мы подвязываем сюда шопинг, рестораны, кафе, магазины цветов – все что угодно.

Для государства это тоже достаточно выгодная тема. Если немножко отойти назад от государства и взять, например, те же самые страховые компании. Сколько сейчас проблем – при ДТП кучу времени тратишь на разборки с ГАИ. Сегодня, например, с утра я читал, что, во-первых, в ГАИ отменили печати при заполнении справок о ДТП. Во-вторых, запретили, если все понятно, возить людей еще раз в ГАИ, то есть тратить время. При этом для страховых отсутствие печатей представляет собой возможность просто подделать документ.

А в данном случае мы можем… Точнее, страховая может предложить клиентам поставить себе приложение, которое, будет следить за базовыми характеристиками – скорость, положение рук на руле, пристегнут клиент, не пристегнут. За примерное поведение клиент получает скидку. Но он уже не может так просто обмануть систему. Понятно, что есть хакеры, взломщики, все остальное. Но это вопросы, которые решаются.

То же самое касается и ГИБДД. При любом разборе полетов мы заранее знаем скорость людей, вплоть до GPS-траектории. Если думать дальше, то мы можем создать и некую простейшую платформу, которая будет сверять эти GPS-показания, тайминг и скорость, и автоматически принимать решения. Это огромное снижение издержек, огромное снижение стоимости для конечного потребителя, будь то страховка или иная услуга. В целом, это видение такого современного мира.

Та же самая работа с камерами. У меня был случай. Я случайно нарушил правила, а квитанция с фотографиями мне пришла в декабре, примерно через год. Когда ты ее получаешь, ее нужно оплатить за пять дней. При этом, если ты ее не оплатишь, на тебя заведут дело, запретят выезд. При этом оплатить ее и завезти приставам можно лишь два дня в неделю – в среду с утра и в пятницу вечером. А в четверг уже улетать.

Все это рождает очень-очень много проблем. Понятно, что в России многое на этом завязано. Но это не значит, что мы не можем ничего менять. Наше общение (правда, пока только с европейскими государствами) об этом проекте идет достаточно продуктивно и позитивно.

Расскажу, как мы видим будущее.

Не углубляюсь в технические подробности – это сейчас не столь важно. Это платформа (которая пусть хранится в "облаке" или на каких-то смарт-картах, неважно, пусть даже на том же ключе), которая позволяет переносить наши предпочтения, пожелания, соответствовать нашей манере езды и всячески увеличивать эффективность общения с внешними компаниями, сервисами, производителями авто. Концепция - стремление жить более выгодно, ездить на более приятных машинах.

Любое общение, эффективное общение со сторонним бизнесом делает нас более счастливыми. Для бизнеса и государства это возможность потрясающе расширить рынок, сделать его огромным, предложить много сервисов, притом сервисов полезных.

Мы в Москве немало времени проводим за рулем и постоянно используем iPhone, иногда даже не смотря на дорогу. Я сам замечал, что когда есть сильные пробки, или дорога мне известна, я могу полчаса ехать, смотря только в телефон на автомате. Это неправильно. Когда-нибудь это меня подведет. Много вопросов затрагивается в данной теме – и безопасность, и выгода, и огромный рынок.

Как много разработчиков появится для такой системы! Помимо того, что есть бизнесы, которые могут сделать доступы к своим кафе, знакомствам, банкам (к чему угодно!), появится огромный рынок для разработчиков, как он появился в свое время для App Store. Это люди, которые могут писать виджеты для погоды, которые могут сделать виджеты, показывающие курсы валют, движение на рынках.

Люди ездят не только спереди. Они ездят и сзади. Это совершенно другой класс людей. Может быть, им неважно, сколько у них масла. Но для них важна актуальная информация и целевой качественный сервис, который мы можем им предоставить с помощью такой системы.

Что сейчас происходит в сфере создания таких систем будущего?

Мы уже взялись за этот проект. На определенном техническом и организационном уровне. Мы общаемся с одним шведским и одним немецким производителем автомобилей и, к сожалению, не можем пообщаться с компанией уважаемого Михаила Прохорова, потому что они очень закрыты. Да, они делают что-то на Android. Но они очень закрыты.

Кто-то точно придет на этот рынок. Интернет развивается. Сервисы вокруг него развиваются. Когда-нибудь мы будем летать в облаках на машинах. Будет очень странно, когда мы сможем это делать, но при этом не сможем получать доступ к своим любимым радиостанциям или каким-то личным настройкам своего "умного дома". Мы летаем в облаках и можем хранить данные в "облаках". Это все действительно достаточно просто. Как летать в облаках, на самом деле. Хотя и не такие проекты запускаются, даже в России.

Наверное, я бы хотел сказать, что если никто быстрее это нас не сделает, то очень жаль. Это сложный рынок, который требует большой поддержки государства, либо очень-очень крупных игроков этого рынка. Пока мы не взлетаем. Но находимся на взлете. Буду рад, если кто-то вдруг присоединится к нам, мы сделаем это вместе. Но пока тишина.

Огромно сопротивление рынка, производителей. Но все это со временем отойдет на второй план. Они просто не смогут сопротивляться современным тенденциям. Хранение в облаках, абсолютная синхронизация. Современное таргетинговое общение с клиентами. Зачем им тратить миллионы, если не миллиарды денег из своего бюджета, чтобы делать плохо. Как только у них появится такая возможность, она действительно сможет работать с их "железом", двигателями и аппаратной частью, что, в принципе, несложно. Они медленно, но уверенно пойдут туда.

Я, конечно, извиняюсь, что в этом докладе не было особо техники, потому что техническая конференция. Но, наверное, это не имеет большого смысла. Я бы хотел просто попросить всех, кто нас слышит сейчас, больше говорить об этом со своими друзьями, коллегами. Представлять и фантазировать. Общаться, чтобы люди слышали это, мир об этом слышал. Чем больше, тем быстрее все придут к этому. А это сделает нашу жизнь только лучше. Поэтому, раз уж мысли материальны – давайте поможем этому процессу двигаться вперед.

Вот, в общем-то, и все, что я хотел донести до вас сегодня.

Спасибо. Если есть вопросы – я по возможности отвечу.

 Вопросы и Ответы

Реплика из зала: У меня такой вопрос. Хотелось бы побольше цифр. Например, радио из интернета в автомобиле. Это когда мы будет, по вашему мнению? Когда это будет в России, в США, например.

Павел Гужиков: А нужно именно из интернета? Есть…

Реплика из зала: Да.

Павел Гужиков: В России… Все зависит от многих факторов… Мы завязаны на внешних людей. С "Yota" сейчас проблема – она не работает у меня лично после 80-ти километров в час. Это в Москве хоть и запрещенная, но редкая скорость. Поэтому вполне возможно, что через год, используя "Yota", которая уже пытается сделать что-то подобное, в России это появится. В Европе в некоторых странах… Я был, например, в Италии, Лондоне. В Лондоне не очень, в Италии это решается.

Вот, я говорил о тройке тех же "ОпСоСов", которые есть у нас в Москве, России и так далее. Это просто неприемлемый сервис. Я не хочу углубляться в политику. Но я не понимаю, почему люди не выйдут на митинг против этого 3G. Это просто ужасно. Даже в том же Таиланде на берегу интернет работает от 3G на полную. Можно совершенно спокойно с видео говорить по "Skype". С плохим качеством, но можно. У нас же ты стоишь в пробке, и просто он перегружен, не работает. Да, тысячи людей, сотни тысяч. Но это тоже компании немаленькие. Они могут позволить себе улучшить сервис. Поэтому, если говорить о цифрах, то оптимистично – в России через год.

Реплика из зала: Например, в США контент формата радио, видео как-нибудь доставляется в автомобиль?

Павел Гужиков: Да, там есть решения. Но это тоже не массово. Просто у них та же сотовая связь работает на новом CDMA-формате, который еще три года назад позволял передавать фильмы с телефона на телефон и видео, которое ты снимаешь вот так, по запросу (On-demand). Поэтому там это возможно, но никто не идет с этим в автомобиль. Никто – это обобщенно. Естественно, там есть компании, которые смотрят… Тот же" Ford".

Они, конечно, хотят доставлять туда телевидение. Они могут это делать. Но этого нет на массовом рынке из-за каких-то их внутренних проблем. Возможность, в принципе, уже есть. Как я говорил, каналы у нас тоже не очень. Но и в России это уже можно делать. Но какого-то определенного уровня качества мы, я думаю, достигнем, в лучшем случае, минимум через год. В худшем – через пять. Такие личные прогнозы.

Реплика из зала: Спасибо.

Реплика из зала: Я, к сожалению, не с самого начала присутствовал. Платформа уже реализована, на ней уже есть какие-то реализованные проекты? Как долго вообще этим занимаетесь?

Павел Гужиков: Мы занимаемся этим около четырех месяцев. Но платформа не реализована. Большую часть времени у нас заняло именно изучение того, как с этим работать внутри автомобиля. У нас есть два заинтересованных партнера (шведских, немецких, как я говорил). Они дают нам определенные данные. Мы взаимодействуем с ними, узнаем о том, как с этим правильно работать. В основном, сейчас ведется работа, скажем, больше организационная, чем техническая. Просто это не веб-сайт, который за два месяца можно вот так вот сваять, и – "на рельсах".

Реплика из зала: Правильно я услышал, что платформа ориентирована и "заточена" именно под автомобили?

Павел Гужиков: Да, все верно. Идея в том, чтобы, в итоге, сделать некую независимую платформу. Тут Car 4G (о котором я говорил) – это магнитола, которая основана полностью на Android. В будущем, когда эта система развивается – она уже зависима, если делать ее на чем-то. Поэтому идея в том, чттобы обеспечить унивесальность. Как UNIX. Он стал стандартом. Так и эта система в дальнейшем должна стать стандартом. Поэтому она должна быть независима. А по времени это займет еще минимум год, учитывая все проблемы, которые есть на этом рынке.

Реплика из зала: Кто финансирует этот проект?

Павел Гужиков: Пока никто. Мы сами.

Реплика из зала: А большая компания – сколько человек занимается?

Павел Гужиков: Суммарно около 20-ти человек. Но компания небольшая. "RoundLake.ru".

Реплика из зала: Это единственный проект, которым занимается эта компания?

Павел Гужиков: Нет.

Реплика из зала: Вы могли бы буквально несколько предложений в целом, чем занимается ваша компания? Может быть, вы это говорили, извините, я прослушал. Вкратце.

Павел Гужиков: Нет, я этого не говорил. Это не столь важно для аудитории. У нас есть три основных направления. "RoundLake" – это разработчик инновационных финансовых решений, в основном, для банков в России, Азии и СНГ. Это преимущественно интернет-банки, которые основаны тоже на OpenSource.

Второе направление – это разработка замечательных веб-проектов. Я не могу вслух сейчас сказать здесь, что мы делали. Это будет просто неправильно. Но лично могу поделиться.

Третье направление – это OpenSource. Мы его развиваем, поддерживаем, контрибъютим, сами создаем какие-то технологии. Если знаете, есть сайт "MyPeople". Вот на это можно посмотреть, просто с точки зрения примера. Этот фреймворк (уже вот так, технически) позволяет делать большие, очень большие интерактивные сайты. Фактически сайт превращается в приложение.

Реплика из зала: Спасибо.

Реплика из зала: Здравствуйте.

Павел Гужиков: Добрый день.

Реплика из зала: Во-первых, я хочу сделать вам замечание. Вы не правы по поводу премиум-сегмента. В премиум-сегменте эти технологии уже реализованы. Я даже скажу вам больше. Например, система "BMW Teleservices" существует уже несколько лет на рынке. Она реализует все то, о чем вы говорили по поводу удаленной диагностики, вызова в сервис и прочее. Кстати, в России она до сих пор не работает. Я не думаю, что будет работать в ближайшие годы.

Во-вторых. Вам не кажется, что производителям автомобилей средних и низких ценовых сегментов невыгодно заниматься этими технологиями? Производство автомобилей – это не производство телефонов. Оно гораздо более инертно. Технологии там растут с меньшими скоростями.

Павел Гужиков: Хорошо. Собственно, что касается второго – технологий в автомобиле. В автопроизводство вкладываются огромные деньги. Но производители вкладывают деньги в разработку АБС, адаптивную поддержку, поворачивающиеся фары. Они стараются столько же вкладывать в медиа-системы, которые просто не получается делать. Им это в любом случае выгодно.

Мы общаемся с двумя достаточно крупными брендами. У них есть машины для разных сегментов. Они хотят это делать потому, что смогут очень сильно сократить свои издержки и для каждого сегмента предложить именно то решение (чужими силами), которое им подойдет. Понятно, что в том же "Focus" не будет супернавигации от производителя.

Реплика из зала: Вы говорите об управлении сиденьями. А в том же "Focus" электроприводы сидений – это только, по-моему, в "Top" самом есть. Вы говорите о системах комфорта, которых в среднем классе нет, чтобы можно было управлять этой системой.

Павел Гужиков: Вот именно.

Реплика из зала: Их ставить просто невыгодно из финансовых соображений. Они стоят ничего, но за эти опции в премиум-секторе вы доплачиваете огромные деньги.

Павел Гужиков: Именно. Тут, конечно, есть проблема маркетинга. Но мы говорим все-таки о медиа-системе, которая для них просто изолирована. Только "галочка" включается какая-то возможность, именно за счет... Мы пришли просто к этому конкретно. Именно за счет очень существенных сокращений издержек на медиа-системах, на собственных отделах, дизайн-разработке, интеграции – на всех этих вопросах они готовы повышать общий уровень авто в своем сегменте. Именно это будет отличать их от конкурентов. В "Kia Ceed" нет комфортной вибрации какой-нибудь, а в "Ford Focus" есть. Они готовы идти на это. Это реальные данные.

Что касается от этой первой системы, я не очень понял, как она называется. У нее открытый исходный код?

Реплика из зала: Это "BMW Teleservices". У "BMW" нет опенсорсных продуктов.

Павел Гужиков: А-а! Окей. У "BMW" действительно есть свои системы, которые уже сто лет работают на KNX.

Реплика из зала: У них есть и мультимедиа, и технические системы, и интернет в автомобиле, и все-все-все.

Павел Гужиков: Согласен. Я просто сам езжу на "BMW", поэтому прекрасно знаю. У них есть KNX-системы, на которых они строят все-все-все. Но это опять же решение от собственника, которое стоит в "BMW", и они не хотят с ним ничего делать. Они ни с кем не поделятся. Если я с "BMW" пересаживаюсь на "Audi", то просто сталкиваюсь с тем, что вот, это у меня нужно крутить в другую сторону. А я уже полгода кручу в эту. Мозги разрываются от этого. В течение еще месяца, пока я не привыкну.

Наша идея в том, что мы делаем открытую систему, которая подойдет всем, которая будет в некотором роде универсальна. Понятно, что для каких-то сегментов будут свои урезки. Если для "Ford Focus" производитель не предоставляет свою навигацию (хотя стоимость этого равна нулю)… Есть карты сторонние, можно их установить, там, за один доллар, для производителя. В любом случае, это дает какие-то девиации на этом рынке. Кто-то зарабатывает, кто-то экономит. Но выгода в итоге поступает всем. Эмоциональная, функциональная и так далее.

Реплика из зала: Я вспомнил третий вопрос. А вам не кажется, что, если сделать возможность управления техническими параметрами автомобиля доступными пользователю, то это приведет к тому, что у автомобиля будет, во-первых, выше износ. Во-вторых, это может привести к серьезным ситуациям на дорогах с глушением двигателей, поломкой цилиндров и прочее. Именно поэтому производители до сих пор этого не сделали, потому что программирование с помощью компьютеров доступно любому, кто в этом чуть-чуть разбирается.

Павел Гужиков: Абсолютно согласен. Именно поэтому я не говорю о том, что это будет просто доступно человеку, который, там… Даже я бы не стал этим пользоваться. Но есть люди, которые в этом разбираются. Они всю жизнь ездили на старой "BMW", знают все об этих цилиндрах. Купили вдруг новую, сорвали куш. Они знают, как этим пользоваться.

Пусть после какого-нибудь теста в интернете, после сертифицированного класса обучения, на котором тот же "BMW" может заработать. Но, в итоге, если человек хочет – пусть он получит такую возможность.

При этом понятно, что, в первую очередь, это чтение. Смотри: масло, цилиндры, бензин и все остальное. Опасность. Поэтому мы не даем к этому доступа по умолчанию.

Опять же, это же система с обратной связью. Человек может, конечно, нажать: "Да, я хочу себе зачиповать. Чип-тюнинг хочу 300 лошадиных сил сверху". Но есть же обратная связь. Можно сказать: "Нет, чувак. У тебя три аварии. Вот, мне страховая написала. У тебя 80 лошадей, и не надо слишком выпендриваться". Это открытая система, которая позволит взаимодействовать всем. Понятно, что, скажем так, ее концепция сформирована не на 100%. Но определенные ограничения, определенные возможности там уже есть.

Реплика из зала: Еще один такой вопрос (один вопрос, и потом следующий будет). Это ваша первая публикация данного концепта? На сайте у вас я вообще ничего не нашел.

Павел Гужиков: Да. RIT++ – это такое эксклюзивное место, куда Олег позвал рассказать именно об этом. Хотя доклад называется "Интернет в автомобиле", на самом деле, это "Автомобиль в интернете". Об этом говорится в первый раз вслух на открытой публике. Именно потому, что этот проект дал определенное реальное движение.

Реплика из зала: Отлично. Понятно. Теперь вопрос следующий. Как будет коррелировать… Какое будет действительно прикладное назначение вашего первого продукта? Платформа делается, понятно, для того, чтобы выйти на рынок с каким-то продуктом, а потом уже думать насчет того, что это будет платформа. Как это будет коррелировать с вашим опытом в разработках уже предыдущих? Не буду говорить, каких.

Павел Гужиков: Мы ничего не делали для машин. Но у нас есть опыт именно в промышленной разработке. Мы расширили свою команду как раз под этот проект. У нас есть свои спецы, еще специалистов нам предоставляют наши партнеры из двух производителей. Поэтому компетенции нам хватает.

Реплика из зала: Понятно. Вопрос-то заключается в том, чтобы понять, какой будет продукт прикладной самый первый, который, вы считаете, будет выходить и взорвет, скажем, мозг всему рынку.

Павел Гужиков: Вы говорите о том, как я хотел бы, или как это, скорее всего, будет?

Реплика из зала: Как это запланировано. Ведь, на самом деле, вы же на каком-то бюджете сидите, правильно ведь?

Павел Гужиков: Мы не сидим. Мы же, как я говорил, сами этим занимаемся.

Реплика из зала: Правильно. Но вы же как-то…

Павел Гужиков: Ограничиваем себя?

Реплика из зала: Да-да-да.

Павел Гужиков: В идеале, первая версия – это уже готовая открытая программная платформа, которая позволяет реализовать все медиа-функции и функции комфорта внутри автомобиля для тех двух людей – двух компаний, с которыми мы работаем. Плюс, если все успеется, заинтегрируем туда популярный сервис знакомств.

Реплика из зала: Я понял, что я ничего не понял. Спасибо.

Павел Гужиков: Можем всегда увидеться лично.

Реплика из зала: На самом деле, у вас есть единомышленники, и они есть в России. Но проект двигается не через Россию. Ведь проект двигается через Долину, примерно то, о чем вы говорите. С точки зрения продуктов, которые взорвут рынок – не факт, что это будут автомобили.

Тренд, безусловно, очень правильный. Скорее всего, будет появляться больше, больше продуктов, сперва простых, потом будет просто их сложность нарастать, которая будет реализовывать ту задачу, которую ребята поставили. Взрывать рынок они будут. Если вам удастся с ними скоординироваться, тогда взорвете вместе. Если нет, то, скорее всего, там они просто чуть быстрее запустят, потому что ресурсы другие.

Павел Гужиков: Да, согласен. В США с этим реально проще, и с точки зрения инфраструктуры, и с точки зрения того, кто этим занимается. У нас есть люди, которые нам писали, интересовались тоже, кто, чем занимается. Но непонятно, чего они хотят от нас.

Реплика из зала: А на основе какого ПО делается платформа?

Павел Гужиков: Я не технический человек. Я не скажу вам прямо точно-точно. Можем пройтись где-нибудь в интернете. Я просто спрошу, что именно там используется. Какая-то UNIX.

Реплика из зала: Хорошо.

Реплика из зала: Но платформу вы уже пишете?

Павел Гужиков: Да. Работа начата, на основе UNIX.

Реплика из зала: На самом деле, у меня не очень праздный интерес. У меня "шкурный" интерес, конечно. Поэтому хотелось бы понять – когда мы сможем подключиться к этой платформе. Скажем, у нас в России.

Павел Гужиков: Я думаю, что это, опять же, займет минимум полтора года. Просто написать ее – это действительно сложная задача. Есть задачи наукоемкие и ресурсоемкие. Здесь очень много наукоемких задач будет для нас. Потом уже все это будет ресурсоемкое. Но у нас есть ограничения по наукоемким задачам из-за тех, с кем мы работаем. Это крупные компании, и они просто не способны существовать в том же режиме, что и мы.

Реплика из зала: А какой, собственно, класс задач наукоемкости? Тут, я понимаю, вся "заморочка" на инфраструктуре. Причем здесь наукоемкость?

Павел Гужиков: В том, что мы не знаем инфраструктуры автомобилей. Как там с движком правильно работать. Понятно, что дадут, условно, API. Но там очень много своей специфики. Очень-очень много.

Реплика из зала: Я понимаю, если бы вы, например, занимались сборами экстраполяции данных или какой-то статистический анализ, или еще какая-нибудь ерунда типа…

Павел Гужиков: Статистический анализ – это наукоемкая задача?

Реплика из зала: Некоторые аспекты – да.

Павел Гужиков: Я согласен в целом. Тут есть проблемы. Если бы было сделать так просто – мы бы сделали за три месяца, как любой другой проект, и вышли бы, сказали, что все классно. Но моя цель в том, чтобы сказать людям, что это делается. Чем больше людей об этом узнает, тем более активно могут с нами вести обратную связь те, с кем мы работаем.

Реплика из зала: Нет, вы этого добились – теперь пошла обратная связь, вы же понимаете.

Павел Гужиков: Да. спасибо вам за это. Спасибо, друзья.



Комментарии

Нет ни одного комментария

Только пользователи могут оставлять комментарии

Возможно, вам будет интересно:

Дмитрий Лазаренко

Дмитрий Лазаренко

Технический директор Российского подразделения Jelastic.

Дмитрий Лазаренко из команды Jelastic рассказывает об архитектуре и внутреннем устройстве данной платформы.

Сергей Туленцев

Сергей Туленцев

Разработчик популярных приложений для социальных сетей, где имел возможность испытать MongoDB под реальной нагрузкой.

Сергей Туленцев рассказывает, в каких проектах и сценариях не стоит использовать MongoDB.

Ольга Павлова

Ольга Павлова

Владелец 80% компании «Собака Павлова»

Я абсолютно уверена в том, что большинство из вас вещь, которая называется словом "usability" еще не щупали руками. Или, может быть, щупали как-то случайно… В общем, не успели поиграть. Постараюсь рассказать о том, как в это можно поиграть. И где в нее можно играть.